Как с этой задачей может справиться школа? И может ли вообще?
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: КТО СМОЖЕТ?
В 2012 году российским школьникам предложили изучать «Основы православной культуры» (ОПК). Это учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Новый предмет вызвал бурную реакцию общественности. Многие родители категорически отказывались от нового предмета, другие заняли выжидательную позицию.
В Обнинске священник даже пришел в редакцию газеты «Вы и Мы» жаловаться на родителей, что ни в одной школе не выбрали уроки православия.
Отметился не только наукоград, во многих российских школах, когда узнали о новом предмете программы, и родители, и учителя были несколько озадачены. В 2009 году, по данным опроса Левада-центра, почти 70% россиян относились к введению в школах основ православной культуры положительно, а в 2013 году только 22% опрошенных высказались за внедрение религиозного образования в среднюю школу. Петицию против преподавания в школах предмета «Основы православной культуры» в 2015 году подписали 85000 человек.
По всей стране звучал самый важный вопрос:
– А кто будет преподавать «Основы православия»? – интересовались родители. – Кто сможет? Служители церкви? Учителя? А какое должно быть образование у преподавателя православной культуры?
В балабановской школе №1 ответ на все эти вопросы нашлись быстро: Александра ГРАНКОВА, учитель истории и обществознания, победитель федерального конкурса «Лучшие учителя Российской Федерации», победитель регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».
ПРАВОСЛАВЬЕ – ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ РУССКОГО НАРОДА
Перечислять заслуги Александры Алексеевны можно долго, и человек она очень занятой: работа с детьми не оставляет свободного времени. А создание новой программы по новому предмету – дело не только ответственное и трудоемкое, оно требует многих часов интеллектуального напряжения. Писать приходилось по ночам, но новое дело увлекло учителя своей важностью.
Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи была создана в ударные сроки, но мало написать, нужно еще найти путь к уму и сердцу маленьких учеников, которым предстоял нелегкий путь знакомства с православной культурой и еще более сложный процесс воспитания чувств.Можно по-разному относиться к вере, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что никому не помешает знание истории различных религий. А православие – это духовные скрепы всего русского народа.
КАК ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ?
– Передать подрастающему поколению основные законы человечности – главная задача уроков православной культуры в школе, – считает учитель Александра Гранкова. – Я учу детей терпеливо и старательно познавать этот мир.
– В каких классах введены уроки православия? – поинтересовались мы у Александры Алексеевны.– Школы сами решают, где в учебный план можно вставить дополнительный предмет. «Основы православной культуры» я преподаю в 4 классе, а в пятом – «Основы Духовно нравственной культуры России». На уроках дети узнают о четырех основных религиях. В 6 и 7 классах сейчас уроков православия нет, потому что нет свободных часов.
Иерей Анатолий регулярно посещает занятия кружков «Духовное наследие» для 5-6 классов и «Юные исследователи» для 7-9 классов, в рамках которых активно беседует с детьми о добре и зле, традиционных семейных ценностях, отношении к родителям и близким.
Однако в любом возрасте вне уроков никто не запрещает учителю общаться с детьми и рассказывать им поучительные истории о великих старцах, путешествовать по святым местам. И ребята тянуться к тем людям, которые открывают им мир.
НЕТ ИСТОРИИ РОССИИ БЕЗ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
– Летом я набираю детей в отряд, и мы посещаем святые места. Ребята участвуют в акциях по уборке территории храма Святого праведного Иоанна Кронштадтского, Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, храма в честь Святой Троицы с. Федотово, храма в честь Иверской иконы Божией Матери д. Кривское, храма в честь Николая Чудотворца г. Ермолино. Все классы, с которыми я работала, посещали эти храмы. Дети далеко не равнодушны, они тянутся к православию, – уверена Александра Алексеевна.
Ребята не только получают знания, они участвуют своим творчеством в районных православных фестивалях «Вифлеемская звезда», «Пасха красная», организованные Свято-Пафнутьев Боровским монастырем.Особый след в нравственном становлении юных граждан России стало посещение реконструкции боя «Стояние на Угре». Ребята приняли участие в крестном ходе, открытии мемориального памятника. Побывав на этом историческом месте, учащиеся школы прикоснулись к истории Древней Руси, которую невозможно понять без знания основ православной культуры.
– Регулярно учащиеся нашей школы принимают участие в исторической реконструкции штурма крепости Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, которая проходит в рамках фестиваля «Оплот веры», – рассказывает Александра Гранкова. – Недавно при поддержке боровской администрации мы съездили в Троице-Сергиевскую лавру.
ЦЕРКОВЬ ИДЕТ В ШКОЛУ
Не стоят в стороне от дела воспитания школьников и служители культа. Реализация программы духовно-нравственного воспитания учащихся «Духовные истоки» осуществляется при содействии священников Русской Православной Церкви.
По благословению благочинного 1-го округа протоиерея Игоря Павлова, за школой закреплен протоиерей Александр Падылин, настоятель храма в честь Николая Чудотворца в Ермолино. Служители церкви регулярно консультируют учащихся, родителей и педагогов и даже участвуют в родительских собраниях.Значительное содействие в деле духовно-нравственного воспитания учащихся школы оказывают иерей Димитрий Антоновский, настоятель храма в честь Святой Троицы в селе Федотово, и иерей Анатолий Чернов, настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери в деревне Кривское.
Отец Димитрий постоянно организует встречи со школьниками и проводит туристические слеты, велопробеги по святым и историческим местам Калужского края, экологические и патриотические акции, в которых ученики нашей школы постоянно принимают участие. Иерей Димитрий Антоновский большое внимание уделяет спортивному направлению школьников.
РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ О САМОМ ГЛАВНОМ
– Как современные дети воспринимают разговоры о душе?
– С большим интересом. На уроках я рассказываю о спасении души, о жертвенности и терпении.– С 90-ых годов все наше общество учили, что главное – любить себя. Индивидуализм подняли на небывалую высоту и стали размахивать им как знаменем. Какими выросли дети тех, кто впитал подобные идеи? – интересуемся у Александры Алексеевны. – Готовы ли жертвовать и терпеть те, кому с детства внушали, что они потребители?
– Дети выросли хорошие, они склонны к православной культуре. Многим нравятся эти знания и принципы. И я всегда говорю, что жертвовать своими интересами ради ближнего – это не трудно, это интересно. Просто делать это надо с любовью и умом.
– Какие пробелы воспитания выходят сегодня на первый план у поколения Z?
– Конечно, есть и проблемы. Я вижу, что наши корешки духовные подгнили. В первую очередь это проявляется в отношении к старшим. С прискорбием приходится признать, что носители других религий демонстрируют более цивилизованное и уважительное отношение к старшим. Уже даже наши до мозга костей православные бабушки говорят, что когда входишь в общественный транспорт, ребята из Средней Азии мгновенно вскакивают и уступают место. Часто ли такое поведение мы видим со стороны наших учеников? Вроде бы мелочь, но в реальности упущен серьезный пласт культуры. Детей не научили уважительному отношению к старшим.
– Какие постулаты православия вызывают протест у современных школьников?
– Некоторые не понимают, что они должны чем-то жертвовать ради других людей.
Тем не менее, дети с удовольствием приходят, слушают, выполняют задания. Есть ребята, семьи которых придерживаются взглядов каких-либо религиозных объединений и если кто-то не хочет приходить на ОПК, то это их решение или родителей. Но таких детей немного. Дети других религиозных взглядов на наших уроках рассказывают о своей вере, её правилах, делятся действительно полезной духовной информацией, моральными правилами, готовят доклады, презентации.
Разговор с Александрой Гранковой дает вполне однозначный ответ на вопрос: нужно ли в школе преподавать основы православия. – Нужно, главное – чтобы учителя были достойные, такие как Александра Гранкова.